среда, апреля 15, 2009

Грампластинка vinylовая


(из виниловых зарисовок Владимира Вижунова)
Грампластинка из разряда массового и доступного формата звукозаписи, на протяжении нескольких десятилетий, под действием современных цифровых технологий, перешла в разряд антиквариата. Но интерес к пластинкам не уменьшился. Причина проста. Дело в том, что запись – воспроизведение винила исключает цепочку преобразований аналог – цифра (АЦП) и цифра – аналог (ЦАП), алгоритмы аппроксимации на этапе ЦАП, т.е. алгоритмы сглаживания дискретного сигнала, дрожание фазы сигнала или, по-другому, ошибки считывания амплитуды и т.д. Помимо этого, винил способен погрузить Вас в атмосферу, когда творили Ваши кумиры, ведь вы слушаете их прижизненные издания, которые, возможно, они держали в руках. И делаете Вы это не в вагоне метро или на бегу, а настроившись, отложив другие дела, подготовившись к восприятию Музыки.Сегодня во всем мире резко возрос интерес к аналоговой записи на виниловых дисках. История развития механической звукозаписи насчитывает более 100 лет. За это время она претерпела много изменений, но не потеряла главного и неоспоримого преимущества: способности без потерь донести до слушателя эмоции и индивидуальность артиста. В отличие от неодушевленного цифрового звука, рано или поздно вызывающего утомление даже при прослушивании на очень дорогой аппаратуре, винил позволяет слушателю раствориться в музыке, почувствовать мистическое единство звука и тишины, перенестись в атмосферу прошлого.
С 50-х по 80-е годы в мире производились пластинки различного вида и формы.
Грампластинки (синглы) на 45 об/мин – Singles 45. Носители 7“ со скоростью 45 об/мин. Стали выпускаться с начала 50-х гг и существуют в нынешнее время. Как правило, содержат 2 песни одного или двух разных исполнителей.
Грампластинки на 45 или 33 об/мин расширенного звучания – Extended play (EP). Носители 7“ со скоростью 45 или 33 об/мин расширенного звучания (имеется ввиду продолжительность звучания) вошли в обиход в начале 50-х гг. В основном содержали 2 или 4 песни. В конце 60-х – начале 70-х выпуск грампластинок расширенного звучания был прекращен, так как звукозаписывающие компании перешли на изготовление макси-синглов.
Долгоиграющие грампластинки 10“ и 12“ – Long Players (LP). Появились в 50-х гг. С приходом этого нового формата информацию на грампластинках стали записывать в двух режимах: mono и stereo. Ранние (выпуска конца 50-х – начала 60-х гг.) грампластинки стереоформата стоят гораздо дороже, чем аналогичные, записанные в монорежиме, так как тиражи их были незначительными.
К концу 60-х выпуск грампластинок, записанных в монорежиме, был практически прекращен, и чем ближе к 70-м, тем их тиражи становились все меньше и меньше. Поэтому грампластинки, записанные в монорежиме середины и конца 60-х гг. имеют более высокую цену, чем аналогичные, записанные в стереорежиме.
12“ синглы – 12“ Singles (Макси-сингл, но сохранивший также классификацию EP). Выпускаются на 12“ формате со скоростью 45 об/мин с начала 70-х гг. Большая в диаметре грампластинка позволяла добиться более высокого качества звучания. Как правило, материал, представленный на них, содержал неизданные версии, различные миксы песен, которые позже появлялись на альбомах. Специальные 12“ синглы выпускались и выпускаются для ди-джеев поныне.
Гибкие грампластинки – Flexey (flexi)-Discs. 7» грампластинки, сделанные из очень тонкого пластика, обычно предназначались для бесплатного распространения в качестве подарка к какому-либо другому изданию или как звуковое приложение к журналу.
Цветной винил – Coloured Vinyl. Грампластинки, выпущенные на виниле красного, желтого, зеленого, синего и др. цвета. Тиражи подобных изданий, как правило, были незначительными, и поэтому их рыночная цена выше.
Диски-картины – Picture Discs. Грампластинка, на которую нанесена фотография исполнителя или группы, или какой-либо другой рисунок. Эти диски не отличаются высоким качеством записи и представляют интерес лишь как экзотические издания.
Диски-картины неправильной формы – Shaped Picture Discs. Это разновидность диска-картины. Основной их отличительной чертой является тот факт, что они вырезаны по определенному контуру, например, в виде гитары, шляпы, головы животного или человека и т.п.

Для пластинок первостепенное значение имеет их состояние, от этого зависит их цена и, главное, качество звука. Для тех, кто хочет серьезно заняться коллекционированием и приобретать редкие и дорогие издания, необходимо знать основные правила при оценке того или иного носителя. Сначала необходимо тщательно осмотреть поверхность грампластинки с тем, чтобы обнаружить ссадины, а также поперечные или продольные царапины. Продольные царапины гораздо опаснее поперечных, так как при проигрывании возможны «скачки» на другую дорожку, а в худшем случае и через всю пластинку. Что касается поперечных царапин, то их можно элементарно проверить: если она глубокая, ее удастся подцепить ногтем; если нет – то подобную царапину можно отнести к разряду ссадин, почти не влияющих на звучание.
После осмотра поверхности пластинки следует осмотреть ярлык (лейбл). Необходимо внимательно осмотреть отверстие грампластинки, по его виду можно определить, много ли раз ее проигрывали. Чем больше вокруг отверстия полос, тем больше вероятности, что данный экземпляр заиграли ( «запилили»). Затем необходимо внимательно осмотреть цвет звуковых дорожек: если они имеют оттенок серого цвета, то это однозначно говорит о том, что диск часто проигрывали на плохой вертушке. Далее надо обязательно проверить, не кривой ли диск и нет ли на нем трещин, при проигрывании кривой или треснутой грампластинки может быть повреждена игла звукоснимателя. Конечно, если у вас есть возможность послушать интересующую грампластинку, но нет много времени, то прослушайте на каждой стороне диска начало и конец записи (край и центр диска). Дорожки на краю диска наиболее подвержены внешнему воздействию при извлечении пластинки из конверта и установке на проигрыватель. Дорожки, которые ближе к центру диска, подвержены более сильному механическому износу при проигрывании пластинки, особенно на дешевых проигрывателях с плохим тонармом. Коллекционеры для удобства разработали шкалу-градацию состояния грампластинок для их оценки. Такая градация применена во многих вышеперечисленных периодико-тематических каталогах, а также интернет-аукционах и фан-клубах.
Приведенная ниже шкала оценки, принятая российскими коллекционерами, ясно даст вам понять, в каком виде более всего выгодно покупать звуконосители. В скобках приводятся термины, применяемые при оценке состояния и определении цены в Великобритании.
НЕСТАВЛЕННАЯ (MINT)
– состояние, в котором грампластинка покинула завод-изготовитель: абсолютно чистая поверхность, обложка не имеет никаких изломов, разрывов и других дефектов. Цена может превышать номинальную в 1,5-3 раза.
ОТЛИЧНАЯ (EXCELELLENT)
– состояние, близкое к состоянию НЕСТАВЛЕННАЯ, хотя пластинку могли проигрывать не более 2-3 раз: абсолютно чистая поверхность, обложка не имеет никаких изломов, разрывов и других дефектов. Цена почти всегда значительно выше номинальной.
ПРЕВОСХОДНАЯ (VERY GOOD)
– состояние, близкое к состоянию ОТЛИЧНАЯ, но пластинку могли проигрывать более 2-3 раз, однако никаких дефектов при ее прослушивании не обнаруживается: на грампластинке могут иметься незначительные поверхностные ссадины, обложка имеет незначительные изломы, которые, однако, не портят ее внешний вид. Цена равна номинальной.
ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ (GOOD)
– состояние, при котором видно, что пластинку проигрывали большое количество раз: на поверхности имеются ссадины, а также поверхностные царапины, которые при проигрывании издают щелчки, а также можно слышать эффект «песочка»; обложка может иметь значительные изломы, разрывы, но в целом ясно можно определить, какому исполнителю она принадлежит. 75-60% от номинальной цены.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНАЯ (FAIR)
– состояние, близкое к состоянию ХОРОШАЯ, хотя видно, что пластинку проигрывали много раз: большое количество ссадин и царапин, неоднократные щелчки при проигрывании, еще более присутствует эффект «песочка», который местами переходит в откровенный треск; обложка измята в нескольких местах, имеются значительные разрывы, прорехи в верхней, нижней и боковой частях. 40-50% от номинальной цены.
ПЛОХАЯ (POOR)
– состояние, при котором такую пластинку не только не хочется слушать, а даже не хочется на нее смотреть: ссадины и царапины покрывают поверхность пластинки сплошной паутиной. Если вы все же отважитесь ее прослушать, то сквозь неимоверный треск может быть пробьется музыка; обложка, если она есть, разорвана и очень потерта. 20-25% от номинальной цены.
ХУЖЕ НЕКУДА (BAD)
– состояние, хуже которого не бывает; 5 – максимум 10% от номинальной цены.
Можно добавить введенное в обиход американскими дилерами еще одно понятие: STILL SEALED (S/S) – все еще запечатанный – это означает, что эту грампластинку не доставали из обложки.
Поскольку сейчас коллекции в основном пополняются не новыми, а подержанными грампластинками, выпущенными 15-30 или 40 лет назад (как упомянуто выше, они далеко не всегда в отличном состоянии), есть методы и средства улучшить качество звучания. Грампластинки, как и предметы интерьера в доме, необходимо чистить от грязи и жира из канавок-дорожек записи. При проигрывании диска после его очистки сразу будет заметен результат на слух. Исчезнет эффект «песка» в звуке. На Западе существует достаточное количество чистящих средств: промывочная жидкость и даже специальный промывочный агрегат. Также есть жидкость, которая при нанесении ее на поверхность грампластинки застывает и превращается в пленку, которую затем аккуратно снимают вместе с прилипшей к ней грязью. В нашей стране подобные чистящие средства почти не распространены, но есть элементарный «дедовский» метод удаления грязи и жира, проверенный временем, а именно, очистка с помощью воды и мыла. У каждого коллекционера есть свой специальный способ, но суть сводится к следующему: прежде всего необходимо запастись губкой, марлей или кусочком фланелевой ткани и мылом (только «Детское»!!!). Затем на пластинку, наносят слабый раствор мыла и ее поверхность протирают по часовой стрелке. После этого диск надо подставить под струю воды и смыть весь мыльный слой с ее поверхности. Затем, все еще удерживая пластинку под струей воды, чистым кусочком ваты, марли или фланелевой ткани протереть по кругу несколько раз. Оставшиеся на поверхности пластинки капли промокнуть сухой мягкой тканью и оставить в вертикальном положении на несколько минут. Если поверхность грампластинки сильно загрязнена, то подобную операцию необходимо проделать несколько раз. При промывке грампластики надо постараться не дать каплям воды попасть на ярлык (лейбл), так как ярлыки некоторых фирм (Decca, Atlantic, Island и др.) могут покоробиться, и на них останутся водяные подтеки, которые невозможно будет убрать, а также может смазаться краска.
В дальнейшем этой процедуры можно избежать если придерживаться основных правил для сохранения грампластинок:
1. Стараться не оставлять жирных пятен на звуковых дорожках.
2. Не хранить грампластинки в зоне прямого попадания солнечных лучей.
3. Проигрывать диски следует только на качественных проигрывателях (упомянутых в начале статьи), с точно отрегулированным тонармом и хорошей звукоснимательной иглой.
4. Диски должны храниться только в вертикальном положении.
Есть еще много важных нюансов. В частности, важно знание о том, что наиболее котируются по качеству звучания (и соответственно по цене) релизы, изданные в Великобритании, США и Японии на тяжелом виниле. Особенно замечательны такие пластинки 60-х и 70-х годов, выпущенные фирмой Decca. Чем же так хорош тяжелый винил? Он толще, следовательно тяжелее (180 г и более), меньше деформируется и в идеале должен быть абсолютно ровным. У него другие собственные резонансы. Звуковые дорожки у него шире и глубже, соответственно, запись на пластинке звучит громче и динамичней, а шум от царапин менее ощутим.
Также важно знать, что лучше всего звучит (и стоит, естественно, дороже) самый перый тираж данного релиза, отпечатанный со «свежего» мастер-диска, а не последующее его переиздание.
Меньше всего ценятся по качеству звука грампластинки 80-х годов, изготовленные по технологии DMM (direct metal mastering – технология прямой записи на металлический диск) немецкой фирмы Teldec. Многие должны помнить ГДРовские пластинки под лейблом Eterna с классической музыкой, на такую пластинку помещалось до 80 мин. записи (компакт-диски тогда уже начинали наступать на пятки винилу). Звуковые дорожки на таких «пластах» были меньше (узкие и неглубокие), чем на виниле, произведенном по традиционной технологии. Соответственно, звучание на DMM-пластинках было тихое и нединамичное, а шум от царапин сильно выделялся.
А выпускают ли сейчас в ХХI веке музыканты свои записи (не считая специальных ди-джейских) на виниле? Конечно, выпускают! Сегодня многие корифеи рок, поп и джазового жанра, среди которых сэр Пол Маккартни, Том Уэйтс, Сантана, Металлика и др. выпускают на грампластинках часть тиражей своих новых альбомов. Даже Мадонна часть тиража своего последнего альбома отштамповала на виниле. Конечно, эти альбомы издаются для коллекционеров и любителей «винилового звучания» только лимитированными небольшими тиражами и превышают по цене CD-версии во много раз.

Комментариев нет: