вторник, октября 30, 2018

The Pros and Cons of Hitch Hiking --- автор Роджер Уотерс

Не просто, а просто классная пластинка!!!


В то время, когда весной 1983 года на прилавках музыкальных магазинов наконец появилась долгожданная новинка от Pink Floyd — альбом The Final Cut, эта же команда музыкантов, претерпев минимальные изменения в составе, уже напряжённо трудилась над выходом в свет следующего творения его автора — Роджера Уотерса. Основная замена — Дэвид Гилмор, таланты которого как композитора и вокалиста оказались практически не востребованы на последнем альбоме, а он служил, в большей мере, скорее раздражителем для Роджера, чем просто гитаристом. Теперь окончательно оформилось то положение вещей, к которому вела логика взаимоотношений в группе в последние годы. Роджер Уотерс наконец получил полный и безоговорочный контроль над своим творчеством. А в роли гитариста теперь выступал сам легендарный Эрик Клэптон, бывший в своё время кумиром и предметом подражания для Гилмора. Саксофонист Рафаэль Рэйвенскрофт хотя и принял небольшое участие в записи, но основную работу в этот раз выполнял его более именитый коллега Дэвид Сэнборн, имевший опыт сотрудничества с такими музыкантами, как The Rolling Stones и Дэвид Боуи, и обладавший к тому времени уже 8 сольными альбомами и статуэткой "Грэмми" в придачу. А вот замену Нику Мэйсону даже не пришлось искать, просто обошлись без него. Со всем необходимым в этот раз справился Энди Ньюмарк, барабанщик очень опытный и имевший в своём послужном списке опыт работы с целой плеядой знаменитых музыкантов, в числе которых были даже Джордж Харрисон и Джон Леннон. Вновь здесь поработал и Рэй Купер, виртуозный перкуссионист и шоумен с ещё более солидным опытом. За 4 года до этого он сумел вместе с Элтоном Джоном даже просочиться сквозь «железный занавес». Все синтезаторы и прочие электрические клавишные в очередной раз, совмещая с основной работой в Status Quo, записывал мультиинструменталист Энди Боун. С фортепиано и оркестровками опять помог верный Майкл Кэймен.
  Игнорировать наличие женских бэк-вокалов, как на обложке The Final Cut, в этот раз оказалось невозможно. К тому же на этой записи они местами выполняют основную роль и имеют очень важное значение для звучания альбома. Так что имена вокалисток выглядят как свежее пополнение команды Уотерса. Мэделин Белл — опытная сессионная певица, чьими услугами пользовались такие величины, как Элтон Джон, Род Стюард, The Rolling Stones, Джефф Бэк, Джо Кокер и Ринго Старр. Но параллельно с этим она имела практику работы и с исполнителями, ориентированными на диско, в числе которых: Донна Саммер, Space, Cerrone и Джорджо Мородер. Кэти Киссун ещё в первой половине 70-х успела в составе дуэта Mac & Katie Kissoon побывать звездой хит-парадов, регулярно попадая в чарты Британии и США. То, что в активе у Дорин Чантер к моменту записи было участие в работе почти над полусотней альбомов, может быть для сессионной вокалистки не так уж и не обычно, но вот если попробовать перечислить с кем рядом на них стоит её имя... Список, поражающий воображение, содержит музыкантов, в разное время входивших в составы The Rolling Stones, The Who, Deep Purple, King Crimson, Jethro Tull, Yes, Roxy Music, Whitesnake, Uriah Heep, Ian Gillan Band и т.д. и т.п. Её помощью пользовались личности в диапазоне от Криса Ри до будущих звёзд индастриала — Ministry. На всех лучших альбомах Манфреда Манна 70-х звучит её голос. С Энди Ньюмарком и Рэем Купером она была знакома ещё со времён работы над диском Рода Стюарта 1974 года Smiler. В прошлом были проекты, где с ней совместно работали и Тим Ренвик, и Энди Фэйруэзер-Лоу, и даже Дик Пэрри. Работа Дорин с Pink Floyd нигде не афишируется, но вот не заметить её участие в фильме "Стена" просто невозможно.
Помимо музыкантов такого уровня, Роджер, для дополнительного озвучивания различных ролей, пригласил и несколько актёров соответствующего ранга. И многие из них были подобраны сюда далеко не случайным образом. «Ангел ада» Джек Пэланс, регулярно воплощавший роли злодеев в голливудских боевиках, исполнял хотя и не главную, но самую важную по значению роль, ради которой фильм Shane и упоминается на альбоме.
Дуглас Адамс«Жена» Бет Портер несколькими годами ранее участвовала в экранизации одного, ещё более грандиозного автостопа — сериала по культовому роману Дугласа Адамса The Hitchhiker's Guide to the Galaxy. Кстати, длительность альбома в минутах — 42, а это ответ на "Главный Вопрос"! «Водитель» Эд Бишоп, в основном, известен по ролям в научно-фантастических фильмах на космическую тему, но и у него есть в активе маленькая роль водителя в "Лолите" Стэнли Кубрика, снятой по той самой книге. Панк-легенда Черри Ванилла, чьи страстные стоны искусно вплетены в музыку 4:33АМ (Running Shoes), выбрана на эту роль как очень и очень опытный в этом деле специалист. Достаточно вспомнить её методы продвижения музыки Дэвида Боуи в массы, известные почти наравне с творчеством её группы, где некоторое время был басистом аж сам Стинг. На конверте никак не обозначено кому принадлежат детские голоса, но, надеюсь, догадаться не сложно.
Линзи Дрю Над обложкой вновь, как и при выпуске "Стены", поработал Джеральд Скарф. При этом она сделана не в его обычном стиле карикатурного шаржа, а произведена путём обработки фотографии реальной, скандально известной модели по имени Линзи Дрю. На конечном результате индивидуальных признаков, по которым можно было бы определить, что это именно Линзи Дрю, абсолютно нет. Картина приобрела совершенно обобщённый вид, и мы знаем имя модели только лишь потому, что нам его любезно сообщили. Это ко всему имело и дополнительный провокационный момент, чтобы лишний раз привлечь внимание к пластинке. Эпатажный характер обложки приводил к тому, что в некоторых странах её приходилось цензурировать, закрывая определённые места, чтобы покупатели сами додумывались, что же там такого интересного может быть. Ну а где обложка оставалась свободна от цензуры, можно было поупражняться в фантазиях на тему: что могло бы скрываться под рюкзаком, например. Но для тех кто знает, что "Эрик Клэптон побывал здесь", вообразить возможный вариант не составляет никакого труда.
Ну и главное: рано или поздно приходит время называть вещи своими именами, и если в последнее время под Pink Floyd подразумевался Roger Waters, теперь это имя мы и честно видим на обложке.

Первоначальный прообраз альбома был готов ещё в 1978 году. В те времена, когда Рик Райт записывал свой первый сольник Wet Dream, Роджер разрабатывал идею своего варианта Wet Dream. Видимо, в то время музыкантов волновали схожие чувства. Как раз тот самый пресловутый кризис среднего возраста, когда вдруг с ужасом начинаешь понимать, что все эти молоденькие красотки начинают на тебя посматривать как когда-то ты на своего папу. И, конечно, у Уотерса всё задумывалось с соответствующим размахом и масштабами, только ему присущими, но воплощение идеи пришлось перенести на столько лет. В этот раз Роджер, продолжая традиции откровений в стиле «Стены», попытался раскрыть свои чувства по поводу взаимоотношений с самыми близкими людьми. Работа посвящена Кэролайн, жене Роджера и матери уже тоже знаменитых теперь Индии и Гарри. Гастрольные приключения позади, теперь в приоритете другие ценности. Кстати, именно дружба Кэролайн и Патти Бойд, жены Клэптона, той самой «Лайлы», очень облегчила возможность привлечь Эрика к работе над записью.
Roger Waters and wife, Carolyn Christie, and Eric Clapton with wife, Pattie Boyd Альбом, несмотря на множество довольно мрачных фрагментов, в целом, несёт положительный заряд и имеет оптимистическое окончание, особенно по сравнению с предыдущим. Для публики, привыкшей, что Роджера волнуют, в основном, политические и социальные проблемы, концепция этого альбома может показаться несколько необычной. В отличие от лирического героя The Final Cut, временами представляющегося в образе ворчливого пенсионера, не выпускающего из рук пульт от телевизора, транслирующего новостные каналы, героя этого окружают скоростные магистрали, сногсшибательные красотки, ветер и дикая, девственная природа. Как обычно, Уотерс, конечно же, не мог обойтись без своей фирменной крейзанутости в текстах, но удачно избежал повода в очередной раз вспомнить безумного Сида, поместив лирического героя в ситуацию сумасшествия, в котором бывает каждый человек. Во сне такое порой случается, что не всякая фантазия может сотворить. Сюжет альбома развивается в реальном времени, обозначенном в названии частей, главный герой мирно спит, а всё происходящее случается с ним во сне. По ходу сюжета происходят периодические пробуждения героя, но при этом разыгрывается такая фантасмагория, что нам совершенно ясно, что эти пробуждения тоже происходят во сне. То есть с сознанием происходит такой фокус как, к примеру, в классическом фильме eXistenZ или множестве подобных. Вот так лихо закручено, но, кажется, в общих чертах всё понятно. Хотя есть несколько деталей, в которые лучше не вдаваться, иначе попытки толкования сюжета могут завести в такие дебри... Но об этом чуть позже.
Альбом часто обвиняют в некоторой однообразности и монотонности, но при этом можно с удивлением обнаружить, что в некоторых композициях в течение 3-4 минут может смениться несколько музыкальных тем и даже настроений, что гораздо сложнее примитивной песенной формы куплет-припев-куплет. Диск, на первый взгляд, маскируется под сборник обычных коротких песен, хотя, по сути, стандартных песен здесь всего три. Это: 4:41 АМ (Sexual Revolution), 5:06 (Every Strangers Eyes) и безымянная 5:01 АМ (The Pros and Cons of Hitch Hiking, part10). Всё остальное — это большая, целая, сложная композиция, состоящая из 9 частей, которая как раз и посвящена описанию снов нашего героя. Разделение на части весьма условно и связано не с музыкой, а с развитием сюжета. При этом музыка и происходящее в повествовании плотно привязаны друг к другу. К примеру, есть мелодия, которую можно назвать «темой пробуждения», есть «тема дороги», есть тема «расставание и одиночество». Такой вот принцип. Так что, если кто вообще не понимает языка, то это вот такая подсказочка: слышите тему самого начала или самого конца диска — это герой или проснулся или общается с женой, тема из первой части — действие происходит во время езды по магистрали или какой-либо дороге. В таком духе. Из-за этого по всему альбому разбросаны повторяющиеся мелодические фразы, которые кого-то могут и немного утомить. Две стороны пластинки делят и сюжет на две части. Первая как раз посвящена wet dreams лирического героя и их последствиям, а вторая, в большей части, последствиям wet dreams его жены. Разделение частей по времени в названиях часто не совсем совпадает с сюжетом, потому иногда с этим происходит путаница. Особенно это явно проявилось в переходе между 2 и 3 частями, где арабы с ножами оказались в конце второй, хотя и по буклету и даже по названию понятно, что им место в начале третьей.
Самое начало альбома содержит, наверное, и самую главную загадку, объяснение которой может совершенно по разному интерпретировать всё происходящее по сюжету далее. После того, как некий уэльсец одним предложением описывает сюжет первой части, мы слышим звук, схожий со звучанием циркулярной пилы, а из буклета становится ясно, что это работает хирург, что наводит на мысль о вскрытии черепа. Возможно, это такая метафора — так даётся понять, что мы становимся свидетелями происходящего внутри мозга человека, может быть, это просто один из кошмарных снов, ну а может быть... Дальше лучше не фантазировать. В концертном варианте начало изменено и более однозначно. Мы видим приближающийся в окне метеорит, далее взрыв и огонь, что более похоже просто на кошмарный сон. Так что примем классическую версию, хотя моментально узнать содержание твоих снов находящемуся рядом человеку не поможет даже вскрытие черепной коробки.

Обложка бутлега 4:30 АМ. Что касается наиболее распространённого трактования сюжета первой части, что якобы главный герой едет в машине с женой и они подбирают попутчиков, то она вызывает очень много вопросов. Зачем им, путешествуя, мчаться всю ночь без сна куда-то? Ну если только удирая от мексиканской границы подальше, натворив что-то ужасное. Но тут скорее всего будет уже не до попутчиков. Ну и вытворять то, что происходит дальше, в присутствии жены, это уж слишком даже и для сна, кажется. В конце концов «мы» совершенно не значит «мы с тобой». Роджер в интервью как-то говорил, что дело происходит в континентальной Европе. И всё очень похоже на то, как пара дальнобойщиков торопится доставить вовремя груз. Граница страны позади, а заодно и моральные границы оставлены там же. На обочине им встречается пара местных молодых красоток, также не очень отягощённых морально-нравственными принципами. Произносимое страшным голосом hungry, относится совсем не к еде. Машина находит ближайшую layby, а это парковка, в первую очередь, для грузовиков. Интересно, что приглашение «пойти со мной» звучит уже после того, как платье слетело через голову. Если возникает вопрос, а где это наши пассажиры могли развалиться сзади, то если это был не КАМАЗ, то у таких машин позади кабины оборудована чуть ли не целая жилая комната. Может быть кто помнит старый американский фильм «Конвой»? Там можно спокойно уединиться с любой прелестницей с полным комфортом, что, видимо, наш герой и делает. А потом, разглядывая свежую красоту своей случайной попутчицы в лучах утреннего солнца, роняет слёзы по тому, что она достанется не ему, а кому-то там ещё. Никакой радости. И с такими мыслями, лёжа рядом с ней, проваливается в очередной сон, так и не услышав её слов. А там...
4:33 АМ 4:33 АМ. Музыкальная тема меняется в течение этой части три раза, а, учитывая ошибочную разметку CD, аж четыре. И что-то подсказывает, что здесь мы, возможно, приобрели бы ещё одно монументальное соло Дэвида Гилмора, если бы он участвовал в записи, но не судьба. Что касается происходящего в этой части, тут, вроде бы на первый взгляд, никаких сложностей. Герой ослеплён неземной красотой прекрасной незнакомки, она пленена его неотразимым зелёным Lamborghini, видимо, модели с очень подходящим к этому случаю названием — Countach. Далее, он мчится на мощном авто с красавицей рядом... В общем всё понятно, но есть некоторые шероховатости. При чём тут упоминаемое «her Fassbinder face»? О боже, у неё большие пушистые усы?! Что только во сне не привидится! Концертный вариант более однозначен. В тексте, исполняемом после гитарного соло и не вошедшем в студийную запись, произносится «sweet Fassbinder lady». Уотерс, видимо в доказательство того, что тема альбома и упоминания Германии инспирированы не просмотрами фильмов со знаменитым «das is fantastisch», а несколько иным искусством, включил в текст имя культового немецкого режиссёра артхаусного кино Райнера Вернера Фассбиндера. Фассбиндер за свою короткую жизнь успел снять невероятную уйму различных фильмов, многие из которых весьма своеобразны. Можно ожидать любых сюрпризов от таланта, ухитрявшегося снимать фильмы за 9 дней и не скрывавшего своей гомосексуальности, но вот что касается женщин, тут всё в порядке. Просмотр некоторой части фильмов из его богатого каталога сформировал у меня образ фассбиндеровской леди как, скорее всего, стройной блондинки с правильными чертами лица и длинными ногами (как та же Линзи Дрю), возможно, дополненный экстремальной мини-юбкой (как видим, судя по обложке, Роджер пошёл ещё дальше) и постоянно дымящейся сигаретой. Фраза: «So we went for a spin in the country» подсказывает, что скорее всего наша счастливая парочка каталась в первую очередь по сельской местности, что подтверждают дальнейшие слова про ветки деревьев. Ну и на концертах мы видим кадры, снятые камерой, следующей в нескольких метрах позади блондинки, идущей по лесу и постепенно снимающей с себя одежду, пока чья-то вредная рука не нажимает на паузу в момент, когда самый последний предмет уже стянут почти на половину. Проблема в том, что большой, красивый, спортивный автомобиль приспособлен для езды по хорошему, гладкому асфальту, а в лесу он доедет разве что только до первой кочки. На концертных экранах, в тот момент, когда упоминается Lamborghini, мы видим известный отрывок из клипа на 5.01AM, где красавица с рюкзаком устраивается в качестве пассажира на мотоцикле, и они лихо, с огромным шлейфом пыли удаляются явно не по асфальту. Интересно, что в природе существуют и мотоциклы Lamborghini, но во времена записи альбома идея начать их выпуск только зарождались в головах владельцев фирмы. А вот чем Lamborghini занималась изначально и делает успешно до сих пор, так это выпуск сельскохозяйственной техники, и тракторов в том числе. И почему Роджер выбрал для спортивной машины столь редкий, зелёный цвет, а не популярный красный или жёлтый, какими чаще всего бывают спортивные суперкары? Так что, зная изощрённое чувство юмора Роджера, чем чёрт не шутит? Может быть получается что-то вроде: как в популярной песне времён расцвета колхозов — "Прокати нас Петруша на тракторе". Вот тут-то как раз и есть возможность почувствовать ветер в волосах и мощь движка, а не в наглухо закрытом для лучшей аэродинамики салоне Lamborgini Countach. Забавно, но сейчас даже есть модель трактора под названием Lamborghini Green Pro.
 И вот в 4:37 АМ вся эта сельская идиллия прерывается неожиданным пробуждением (под музыкальную «тему пробуждения») в шизофреническую действительность, где, откуда ни возьмись, появляются страшные арабы, позвякивающие ножами. Однако они очень вовремя спасают нашего героя от угрожавшего ему морального падения, а заодно и муху, назойливо жужжавшую у левого уха, от возможной печальной участи её предшественницы с альбома Ummagumma. По сути, эти арабы, как символ главных борцов за нравственные устои в наше время, такие ужасные на первый взгляд, играют в повествовании сугубо положительную роль. Ну не могут они быть злодеями у Роджера, учитывая его трепетное отношение к арабскому миру. К тому же оказывается, не так уж они и страшны со своими ножами. Достаточно, вяло отмахнувшись от них, просто продолжить сон. В этот раз наш герой сразу телепортируется на родину фассбиндеровских красавиц, оказавшись под просторами западногерманского закатного неба и в лабиринтах стен сталелитейных заводов Круппа. Тут уже нашей счастливой парочке ничто не может помешать. Мы слышим, произносимое голосом Роджера на чистом немецком, под соответствующее действу музыкальное сопровождение, приглашение в некоем вымышленном местечке Кёнигсбург, где-то на Рейне (что уточняется в следующей части), на местное подобие Октоберфеста выпивать, танцевать и всячески развлекаться. Кстати, Кёнигсберг, если кто подумал о нём, тут совсем ни при чём. Во первых, он уже давно совсем по-другому называется, а, во вторых, он совершенно в противоположной стороне от Западной Германии. Тут наши любовники приканчивают бутылку вина и, наконец, без помех уединяются в гостиничном номере 143 к обоюдному удовольствию.
И уже в 4:39 АМ наступает похмельное утро. И опять есть повод вспомнить творчество Рика Райта. Происходящее весьма напоминает ситуацию в его песне Stay 1972 года, только всё как бы вывернуто наизнанку. Наш герой просит остаться с ним, а его подруга отказывает и советует всё забыть. Очередное любовное, так заманчиво начинавшееся, приключение заканчивается горечью и разочарованием. Вот и ещё одно из проявлений кризиса среднего возраста. Если раньше достаточно было воспоминаний о весело проведённом вечере, то теперь ценность каждого такого контакта приобретает совершенно иное значение.
КонцертИ хотя продолжение в 4:41 АМ имеет название Sexual Revolution, здесь провозглашается самая настоящая сексуальная контрреволюция. По сути, эта песня не совсем является сном, в котором, как правило, развивается какой-либо сюжет. В этот раз мы просто слышим рассуждения главного героя о том, что ситуация, когда мужчина является охотником, а женщина его добычей, предопределена природой, и здесь ничего невозможно поделать. Это условие продолжения жизни на земле. Все мы как крысы в лабиринте и выход отсюда — только смерть. Так что не надо показывать именно на меня пальцем, смирись со своей ролью и лучше подкрась губы, чтобы мне было приятней! Особенно эффектно звучат слова: «ничто не может расти без дождя» и следующий далее гром. Ещё один забавный символ оргазма, видимо. Конечно, ни одна феминистка спокойно стерпеть такое никак не сможет. Но обвинять Уотерса в унижении женской природы за этот текст совершенно неуместно, потому, как мы видим, что наш герой, пробуждаясь в лихорадочном поту, как от кошмара, демонстрирует, что и его самого такая ситуация ужасает. Однако пробуждение происходит опять в каком-то шизофреническом мире, о чём свидетельствует ситуация с бутербродом с собачкой. Широко известна демо-версия этой песни ещё со времён записи «Стены». Видимо Роджер допускал возможность поместить её туда как описание ещё одного зла, от которого приходится прятаться за стеной, но к контексту этого альбома она подошла лучше. Что касается музыки, то демо явно записывалось без Гилмора, и неизвестно, что он мог бы тут сделать, но то, что Клэптон полностью раскрыл её блюзовый потенциал, думаю, ни у кого возражений не вызывает. Всё сделано по высшей категории, боюсь, Дэвид так бы не смог.
4:47 АМ, опять звучит «тема пробуждения». Наш герой, в страхе вжавшись в угол, прекрасно осознаёт, что жена каким-то чудесным образом полностью осведомлена о содержании его сокровенных снов. Наблюдая, как она с улыбкой доканчивает свой ужасный собачий бутерброд, он, в ожидании самого лютого наказания, перебирает все возможные молитвы. Но, на удивление, жена всё переводит в шутку и предлагает покинуть этот разъеденный грязью город. Может быть девственная, чистая природа поможет установить и семейную идиллию. Далее из диалога мы выясняем, что решено переехать жить в штат Вайоминг, славящийся своими национальными парками как одно из наименее изуродованных цивилизацией мест. И они всей семьёй начинают путь к новой жизни в гармонии с природой. На этом заканчивается первая половина альбома, да и, по сути, история любовных приключений нашего героя на этом альбоме.

 4:50 АМ. В начале второй стороны мастерская игра Эрика Клэптона сразу настраивает на нужный лад, идеально создавая музыкальные образы, соответствующие происходящему по сюжету. На концертах всё это дополнялось видеорядом с загородными дорогами, горами, лесными озёрами и прочей природной красотой. Семья перемещается в необжитую местность, набив багажник книгами, несущими опыт человечества по освоению природы. Но, как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда и что потопаешь, то и полопаешь. Приходится освобождать землю для посадок различных зерновых, кукурузы и прочего. И никуда не деться, кто везёт, того и погоняют. Между делом мы видим картины гармоничного сосуществования наших героев и местных лесных обитателей, ну а если что, поможет ружьё. И вроде бы ничто не предвещает особенных проблем, кроме разве что несколько мрачновато звучащей интонации голоса Уотерса, но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В нашем случае это сказка про Винни Пуха. Здесь звучит та самая глава, где печальный ослик Иа получил в подарок на день рождения свой оторванный хвост. После этого и начинаются все неприятности. Неожиданные холода со снежными хлопьями в небе губят весь урожай, у детей бронхит, но, самое отвратительное, дружок с Востока — гнилая душонка, украл сердце любимой. Теперь и наш герой на себе испытывает все прелести измены. Итог: жена с детьми возвращается в город, мечты и надежды смыты дождём и снесены ветром, а наш герой, оставшись один, отправляется бродить по дорогам в поисках лучшей доли.
4:56 АМ. В этот раз наш лирический герой брошен не просто случайной красоткой на ночь, а самым близким человеком, с которым связана многолетняя жизнь. Виной всему глухота, слепота, бесчувствие, приведшие к одиночеству, и теперь придётся нести этот груз по дороге в никуда. Часть имеет название For the First Time Today — Part 1, хотя и идёт позже второй на альбоме, что вполне можно интерпретировать как обозначение значимости происходящего для главного героя.
4.58 АМ. В очередной раз используется музыка «темы дороги», а наш герой теперь являет себя сам в качестве хичхайкера. Он откровенничает с водителем о своей личной жизни и неприятностях, произошедших с ним, сваливая всё на жену, конечно. Бедняга строил семейный уют, выкладываясь на полную, но неблагодарная не оценила трудов. Быстро найдя какой-то странный ментальный контакт со случайным дружком, без малейшего сожаления оставила своего старого спутника. Этот текст, конечно, тоже можно интерпретировать как женоненавистнический, но и здесь отношение автора вполне четко показано по реакции водителя. И если он вначале проявляет некоторую заинтересованность, то потом появляется раздражение, которое он срывает на каком-то замешкавшемся пешеходе, и в конце концов, просто не сдерживаясь, выкидывает на дорогу нашего бедолагу. На этом, по сути, и заканчиваются приключения во сне главного героя повествования. Одинокий, всеми брошенный, посреди пустынной дороги в непонятно какой местности и неизвестно где от ближайшего людского жилья.
 5:01 АМ. Для этой части Роджер, в отличие от остальных, так названия и не придумал. Просто — part 10. Хотя её и принято обозначать по названию альбома, да и в припеве звучат эти слова, на самом деле это не совсем правильно. Что касается содержания, то хотя всё это и можно представить как набор образов, привидившихся во сне, совершенно ясно, что ко всей предыдущей истории они не имеют никакого отношения и связаны только концепцией взаимоотношений мужчины и женщины. Для начала — своеобразное противопоставление. С одной стороны, крепкое рукопожатие от довольного жизнью байкера-перекати поле из hell`s angels, путешествующего по всей стране со своей верной подругой. Ведущие довольно-таки специфический образ жизни байкеры, считающиеся в обывательском мире чуть ли не дном общества, известны своей верностью и постоянством в отношениях. С другой стороны, скучающая домохозяйка из образцовой, благополучной семьи, пока её муж упражняется на поле для гольфа, разыскивает себе очередной объект для любовных приключений. Ну а дальше — такие взаимоотношения, как у Джона Леннона и Йоко Оно, из каковых было устроено представление на весь белый свет, и которое не закончилось и после гибели Джона от пистолетного выстрела. Все люди умирают, некоторые и вот так. Почему бы не устроить и из этого представление, как в фильмах, на которые в лёт уходят билетики. Вот, к примеру, история про отважного борца с мафией Dick Tracy, или вот Shane, где наёмного убийцу как раз сыграл Джек Пэланс (с голосом которого у Уотерса в этой песне местами получается просто отличный дуэт). Кем считает Уотерс за это Йоко, в тексте сказано предельно откровенно. Интересный факт, в то же самое время когда записывался этот диск, готовился к выпуску альбом «Milk and Honey» с последними прижизненными записями Леннона. В числе работавших над ним музыкантов есть имя и Энди Ньюмарка. Может быть и совпадение, но фильмы про Дика Трейси 40-х годов снимались на специальном голливудском ранчо в Энсино, откуда наша любвеобильная домохозяйка, а природные пейзажи в «Шэйн» происходят из всё того же Вайоминга. У песни можно обнаружить некоторые параллели с Another Brick in the Wall Part 2. Она тоже задумывалась как хит-сингл, у неё наименее «пинкфлойдовское» звучание, а слова припева, когда слушаешь её вне контекста альбома, также вызывают определённые вопросы. Вот только повторить успех Another Brick... тут даже близко не удалось, хотя в те времена не было сюрпризом услышать композицию по радио. В видеоклип вошли кадры из фильма Shane, где легко разглядеть молодого Джека Пэланса, а также некоторые сцены из различных частей всего повествования. К примеру, можно видеть момент, когда водитель дальнобойщик выбрасывает на дорогу надоевшего со своими жалобами на жизнь главного героя, дом периода покорения дикой природы и даже самый конец истории — пробуждение. Существует вариант видео, фрагменты которого можно было увидеть только на концертах, так как по телевидению такое никак нельзя было показывать по цензурным соображениям.
5:06 АМ. Это, наверное, самая яркая и запоминающаяся вещь на альбоме. Содержание этой песни очень сложно представить как сон, это больше похоже на мысли при пробуждении. Здесь мысли, а в следующей части — чувства. Очередной фокус со временем. Если в Go Fishing целый период жизни уместился в 7 минут, то здесь почти на такое же время растянуты всего несколько секунд. Интересно, что вне альбома эта композиция может выглядеть как декларация всеобщего братства на земле, но в контексте повествования вполне воспринимается как всего лишь намёк на повсеместность описываемого здесь. На две трети текст песни состоит из перечисления различных, иногда очень своеобразных мест. Тем самым Роджер, используя свой фирменный списочный стиль, повторяет приём, который использовал и в окончании The Dark Side Of The Moon. А демонстрируя, что помимо великолепных текстов может создавать и не менее великие мелодии, в добавок здесь совершает вокальные подвиги, которые потом оказывается очень трудно воспроизвести в концертных условиях. Видеоклип на песню также содержит сцены, демонстрировавшиеся на концертах в различных моментах представления, а порой кажется, что некоторые его эпизоды вполне могли повлиять на создателей видео Learning To Fly и, возможно, даже Louder Than Words у Pink Floyd.
5:11 АМ. Здесь в очередной раз применяется хорошо знакомый приём, когда мелодия, открывающая альбом, его и заканчивает. Наш лирический герой после всей карусели приключений, надежд и разочарований неожиданно просыпается в постели рядом с женой. За 42 минуты, окунувшись в такую чехарду различных жизненных ситуаций, способных растянуться на дни и недели, он получает урок, чем стоит дорожить больше всего. Жена рядом и, к счастью, всё это было лишь сном, хотя... А ведь это уже не первое пробуждение на альбоме, а вспоминая предыдущие случаи... кто его знает? Да и мелодия звучит всё та же. Вполне может быть, что он на самом деле по прежнему спит где-то на обочине дороги в машине или, к примеру, в гастрольном номере гостиницы, а на звонок домой неожиданно ответит незнакомый мужской голос. И, кстати, а что же там в начале альбома так страшно жужжало?
Роджер Уотерс Вот такое произведение предложил нам на этот раз Роджер Уотерс. Несмотря на то, что запись выпущена в 1984 году, в её звучании совершенно нет ничего от того времени. Особенно это заметно, если альбом сравнить с работами многих популярных в то время музыкантов или с тем, во что тогда превратилась музыка многих гигантов 70-х. Возможно, и это тоже стало причиной, почему альбом не стал так популярен, как бы хотелось, и этим объясняется поворот Уотерса в последующем к «модному» звуку. Но, несмотря ни на что, Роджер спустя некоторое время после выхода альбома отправился в гастрольный тур, ухитрившись при этом почти полностью сохранить тот звёздный состав, что был на записи. Концертный вариант не досчитался Рэя Купера, Энди Боуна заменил Крис Стэйнтон из состава группы Эрика Клэптона, Дорин Чантер и Кэти Киссун отлично справились со всеми партиями бэк-вокалов вдвоём, а вот в помощь Клэптону был привлечён Тим Ренвик, известный по постоянному сотрудничеству с Pink Floyd позднего периода и без которого даже не обошёлся знаменитый реюнион 2005-го. Ну а саксофонистом в концертном составе оказался знаменитый Мел Коллинз, который, надеюсь, ни в каком представлении не нуждается. Очень жаль, что так и не был выпущен официальный концертный альбом того периода, который, возможно, мог бы стать одной из лучших записей сольной группы Роджера. Хорошо, что на радость поклонников сохранились очень качественные записи, сравнимые по звучанию с официальными концертниками, к примеру, запись концерта 26 июля 1984 в Rosemont Horizon Chicago, из которой наделано приличное количество бутлегов со всевозможными названиями. Выступления включали в себя альтернативные и очень интересные версии классических вещей Pink Floyd, ещё не испорченные неудачной погоней Роджера за музыкальной модой во второй половине 80-х и выглядящие гораздо оригинальней версий его группы 2000-х, когда Уотерс вернулся к исполнению их близко к оригинальному альбомному звучанию. The Pros And Cons Of Hitch Hiking исполнялся полностью во втором отделении, а старые композиции Pink Floyd, звучавшие в первой половине концерта, были подобраны таким образом, что при желании в них тоже можно было найти концептуальную связь, а Клэптону совершенно не пришлось копировать Гилмора. Появились длинные и красивые соло в песнях, где их изначально и не было, как, к примеру, в 7-минутной версии The Gunner’s Dream или 9-минутной Set The Controls For The Heart Of The Sun, а вот в Hey You гитарное соло было заменено на саксофонное. Да и знаменитую Money Клэптон сыграл так, как это мог сделать только Клэптон.
The Pros and Cons of Hitch Hiking На концертах применялся уже использовавшийся во время представлений "Стены" широкий прямоугольный экран, разделённый на три сектора, который иногда превращался в подобие окошек "однорукого бандита", служившего, видимо, символом возможности урвать джек-пот при случайной встрече на дороге. В окошках, помимо обычных вишенок, лимонов и прочего в том же духе, имелась возможность иногда видеть и различные слова из трёх букв, а в определённый момент можно было наблюдать и ожившую обложку альбома, но здесь актриса не в красных шортиках, как в известном клипе, а одета точь-в-точь (долой цезуру!), как на оригинальной обложке. Под композиции Pink Floyd демонстрировались, в основном, уже всем известные видеокадры, новыми разве что были картинки с обложки The Final Cut под соответствующую музыку. Сцена была устроена таким образом, что важное значение бэк-вокалисток подчёркивалось и их расположением на переднем крае сцены, да и ещё на специальном возвышении, а Тим и Мэл находились уже позади них, хотя и существовала специальная высокая площадка, куда саксофонист периодически перемещался, исполняя свои соло, иногда лёжа на спине. Девушки, помимо исполнения вокальных партий, устраивали параллельно и шоу с париками и переодеваниями, а Кэти иногда могла обнаружиться на том самом возвышении Мэла Коллинза в лучах прожектора, изображая, по-видимому, роль жены. В течение концертов можно было видеть, как Майкл Кэймен страстно отдаётся музыке, яростно потрясая гривой, Энди Ньюмарк порой не знает куда девать неуёмную энергию, производя различные фокусы с палочками в иногда очень затянувшихся паузах, а Эрик Клэптон спокойно и сосредоточенно выдаёт свои фирменные пассажи. При этом бросается в глаза интересная деталь. Известно, что Клэптон помимо всего является и вполне неплохим вокалистом, но эта сторона таланта Клэптона Уотерсу не понадобилась, хотя микрофон стоит даже у Майкла Кэймена. Всё правильно, если бы вдруг Эрик спел, к примеру, Money, то где гарантия, что публика не попросила бы ту же «Лайлу». Ну а дальше могла бы повториться та ситуация, что происходила почти в это же время с Black Sabbath, когда неожиданно для всех ставший там вокалистом Ян Гиллан, начал исполнять знаменитую Smoke On The Water, и Black Sabbath стали постепенно превращаться Purple Sabbath. Так что тут Роджер всё мудро предусмотрел заранее, и было изначально понятно, что этот великолепный состав просуществует не долго. И хотя представления не имели такого крупного успеха, на который, возможно, рассчитывал Уотерс, но тем не менее, помимо всего прочего и их результаты определили будущее, когда Роджер, взвесив все за и против, решил расстаться со своей бывшей семьёй Pink Floyd и продолжить дальнейший путь музыкальной карьеры в одиночестве.

Комментариев нет: