четверг, июня 04, 2009

Про "Wishbone Ahs" и их мифологический "Argus"


Что в имени твоём?
Мне всегда( с первого услышанного раза)нравилось это сочетание звуков, но воспринималось по типу Виш Бонаш.Когда пытался разобраться, чтоже означает название понравившейся ещё в далекие 70-е группы, наслушался много всякой всячины!
Что узнаём сегодня из Википедии : Wishbone Ash (читается Уишбоун Эш, с англ. "Прах Птичьей Косточки") — британская группа, исполняющая музыку в стилях хард-рок, прогрессивный рок, арт-рок. Создана бас-гитаристом Мартином Тёрнером, гитаристом Гленом Тёрнером и барабанщиком Стивом Аптоном в 1969 году.
Из разных источников и множества разнообразных и хитроумных вариантов понравилось такое пояснение.
"Нам хотелось, чтобы имя не привязывало группу к какому-то одному жанру. Майлз (Коупленд - менеджер группы) предложил множество вариантов, от Third World War до Jesus Duck (Ха-ха! Хорошо хоть не fuck!)… В конце концов, остался список на двух листах. На одном из них нам понравилось слово "wishbone", а с другого решили взять "ash". Нам показалось, что комбинация звучит интригующе".
Что имеем:"Wishbone" - эта косточка из птичьей грудки, которую согласно англ. поверью надо разорвать между двумя людьми (типа перетягивания каната:-) и тот, кому достанется большая часть - загадывает желание. "Ash" - "зола , пепел, останки, прах и т.п." В итоге получаем " останки косточки из птичьей грудки", но по смыслу скорее "пепел несбывшихся желаний" (и к предсказательнице не нужно ходить, учитывая биографию).
По поводу Аргуса.
Аргос (греч.), Аргус (лат. Argus), в греческой мифологии великан, сын Геи. Тело Аргуса было испещрено бесчисленным множеством глаз (по другим версиям, сто или четыре глаза), причём спали одновременно только два глаза. Гера приставила неусыпного Аргуса стражем к Ио, возлюбленной Зевса, превращённой в корову. По приказу Зевса, не вынесшего страданий Ио, Аргус был убит Гермесом, предварительно усыпившим его игрою на свирели и рассказом о любви Пана к наяде Сиринге. Гера перенесла глаза Аргуса на оперение павлина.

Если сказать, что Wishbone Ash - недооцененная группа, то это будет и правда и неправда. Для специалистов и коллег значимость WA никогда не подвергалась сомнению. Их новаторские для своего времени альбомы - гармоничная смесь хард - рока, фолка, прога и даже арт - рока стали образцом для подражания и копирования, а иногда и прямого плагиата. В списках "самых обворованных" (по части музыкальных идей) групп WA стоят (по широкому мнению) на первом месте. Так что со стороны коллег уж точно недооценки не было. Критики хвалили их в начале 70х, как мало кого ещё. Был и определённый коммерческий успех (даже в США) и довольно высокие места в чартах и одно время (недолгое, правда) даже стадионные концерты... Но всё это ни в какое сравнение не идёт с успехом британского "триумвирата" (LZ/DP/BS), с которым WA постоянно сравнивали на родине (в Америке дело обстояло несколько иначе). Триумвират и сейчас безоговорочно царит в умах, а про WA уже почти забыли. И напрасно... Зря недооценивают. По многим критериям WA не уступают ни одной из групп "триумвирата" - профессиональное мастерство инструменталистов никак не ниже, изобретательность в композиционном плане - даже повыше, чем у некоторых , умение работать в студии - WA вряд ли кому уступали в этом, они были абсолютными перфекционистами и работаголиками, когда дело касалось записи альбома.
Но не было в репертуаре группы убойных, легко запоминающихся хитов, не было впечатляющего сценического шоу и харизматичного франтмена уровня Планта, Оззи или Гиллана. Явно проигрывал на фоне блестящего мастерства инструменталистов не очень яркий по тембру и интонационно бедный вокал (особенно в концертном исполнении). Слабость своего вокала сами участники знали лучше других - Мартин Тёрнер говорил: "Пятым музыкантом является наш звукооператор. С его помощью со сцены замечательно звучит то, что в чистом виде напоминает предсмертный крик обезглавленной курицы". Эту слабость WA пытались закамуфлировать удобными для певца и в тоже время эффектными гармониями, вокальными раскладками на 2 или 3 голоса в духе Uriah Heep, но всё же - если в медленных фолк - балладах голос Мартина Тёрнера (основного певца группы) был на уровне, то в энергичных "хардовых" номерах - там, где требовалась мощная вокальная атака, недостатки в этом компоненте были очевидны...


Вишбон Эш интересовала только музыка и никакие внешние атрибуты "рок - звёзд" к ним не вязались. Они были слишком интеллигентны для этого и время, которое многие их друзья/соперники тратили на публичные скандалы и светские тусовки, Ash предпочитали проводить в студии. Они были "слишком музыканты" для того, чтобы увешивать себя всем этим звёздным конфетти в угоду массовому вкусу. Клоунов из них никак не получалось - возможно не хватало артистизма, но скорее просто не было желания.
Но для тех, кого интересует музыка, а не окружающая её мыльная пена, все эти "недостатки" не имеют никакого значения в сравнении с многочисленными музыкальными достоинствами WA.Главное из них - это их "фирменный знак" - наличие в составе двух соло - гитаристов.
Можно спорить о приоритете на открытие этой музыкальной особенности - за океаном такой приём уже использовали к тому времени the Allman Brothers Band, дебютировавшие на пару лет раньше WA, в Англии были Yardbirds с Джеффом Беком и Джимми Пейджем в составе и вообще 2 гитариста в группе были обычным делом - Битлз, Стоунз, Грейтфул Дэд, Степпенвулф и многие другие знаменитые группы имели в своём составе по 2 гитариста, а некоторые (Byrds, CSN & Y, Jefferson Airplane - к примеру) - даже по три и более! Но в случае с WA речь идёт о двух именно СОЛО - гитаристах. Равноправных и, зачастую - играющих соло одновременно. К тому же - соло - гитаристах экстра - класса. И в этом WA были первопроходцами всё - таки. Yardbirds с Беком и Пейджем просуществовали всего несколько месяцев и не оставили в таком составе практически никаких следов на аудионосителях, да и Пейдж поначалу играл в Yardbirds на бас - гитаре, так что о них в этом смысле говорить всерьёз не приходится. В the Allman Br. B. хоть и были 2 соло - гитариста, но ведущая роль в их тандеме уникального Дюэйна Оллмана была неоспорима, так что о равноправии тоже речи не идёт. А об остальных и вовсе говорить нечего, там существовало довольно строгое деление по функциям ритм и соло. Так что, пожалуй, правильно будет признать, что Вишбон Эш первыми стали осваивать новый звук - две электрогитары одновременно играющие соло. Идея носилась в воздухе, она уже созрела к началу 70х и не могла не реализоваться - это было время расцвета популярности рок - музыки и во многом эта популярность была обусловлена появлением гитарных героев - Хендрикса, Таунзенда, Клаптона. Фигура рок - гитариста вышла на первый план и становилась культовой, тысячи подростков бредили гитарой, новые гитарные звёзды зажигались на рок - небосклоне чуть ли ни каждую неделю, огромное количество начинающих музыкантов откликалось на любое объявление в газете о поиске электрогитариста для рок - группы и рано или поздно такое изобилие персонажей на рынке гитаристов должно было привести к появлению нового музыкального приёма. Надо было только сообразить и решиться на эксперимент. Вот WA и решились.
Получилось всё вроде бы случайно основатели группы - музыканты распавшегося на тот момент состава Empty Vessels басист Мартин Тёрнер (Martin Turner) и барабанщик Стив Аптон (Steve Upton) изначально хотели создать традиционную по формату хард - роковую группу с клавишником и соло - гитаристом в составе, но на объявление о поиске гитариста, напечатанное в Мелоди Мейкер пришло огромное количество претендентов и двое из них так понравились, что выбрать было невозможно - оставили обоих. На клавишника уже просто не хватало финансов и решено было попробовать в таком составе - с двумя соло - гитаристами (ведь обоих брали именно, как соло). И надо сказать, что Энди Пауэлл (Andy Powell) и Тед Тёрнер (Ted Turner) подходили к этой роли, как нельзя лучше - 19 летний Энди уже успел профессионально поработать в Sugar Band и Dekois, исповедовавших соул, работа в них дала ему опыт сотрудничества с духовой групппой, который очень пригодился в создании сдвоенной гитарной техники. Его ровесник - Тед не имел профессионального опыта, но быстро увлёкся идеей и оказался на редкость гибким и азартным ко всему новому музыкантом, прогрессируя буквально на глазах... Они пОтом и сбитыми в мясо пальцами многочасовых джемов в поиске нового звука создали то, что называется теперь "сдвоенная соло - гитара".
К третьему альбому, о котором собственно и пойдёт речь ниже,стиль группы выкристаллизовался окончательно и во всей своей красе - гитарная двойка уже чувствавала себя уверенно, работала изобретательно и мощно. Ни одна группа в мире на тот момент не могла похвастать такой эффектной гитарной краской в своей музыкальной палитре. За развитием удивитильных гитарных соло, дополняющих друг другах, спорящих между собой, переплетающихся и уходящих в разные мелодические стороны следить было так же увлекательно и интересно, как смотреть хичкоковский триллер. Выучив уже казалось бы наизусть каждую ноту в этих соло, каждый раз снова окунаешься в их гитарный водоворот с головой.
Но было бы неправильно думать, что WA чисто "гитарная группа" - вовсе нет. Ещё одна фишка Эшей в том, что они изначально задумывались, как группа без лидера, где каждый инструмент важен и его роль в общем саунде равноправна со всеми дургими. Это не просто декларация, это - Вишбон Эш! Тут необходимо сказать пару слов о ритм -секции. Если самой группе Вишбон Эш и их гитарной связке всё таки достались какие то лучики славы и признания - они регулярно упоминаются до сих пор в многочисленных списках, опросах, в интервью других музыкантов и рецензиях на чужие альбомы - "новаторы", "суперпрофессионалы", "предтечи", "эталон вкуса" и т.п. То Мартин Тёрнер и Стив Аптон совершенно незаслуженно обойдены даже этими лучиками. Бас - гитарист и барабанщик из первой десятки рок - инструменталистов - они всегда бывают обойдены вниманием даже в рецензиях на собственные альбомы. Что уж тут говорить о "списках" и "опросах"...Ну да ладно.

Wishbone Ash - "Argus" - 1972 (Великобритания)
Стиль - Hard-rock

Состав:
Martin Turner – vocal/bass
Ted Turner – guitar/bass
Andy Powell – guitar/vocal
Steve Upton – drums
Вместо эпиграфа...
"В те годы каждый должен был иметь СВОЙ звук. Дух 60-х еще не умер, в тысячах клубов играли десятки тысяч групп. Блюз, соул, фолк вливались в новые стили. Сцена того времени была открыта для любой музыки".
(Энди Пауэлл)


В январе 1972 музыканты WA приступили к работе над своим третьим альбомом на только что созданной студии De Lane Lea. Общее руководство осуществлял Дерек Лоуренс (Derek Lawrence), а инжинирингом занимался легендарный Мартин Бёрч (Martin Birch) - оба в своё время занялись делами группы по рекомендации Ричи Блэкмора. Несмотря на стилистическую разноплановсоть песен, все они объеденены единой концепцией - средневековый колорит, основанный на британской истории и фольклорных мотивах. Тема войны и рыцарства - сквозная для всего альбома.
"Альбом не задумывался изначально, как концептуальное произведение - рассказывал позже Энди Пауэлл - концепция выработалась уже в процессе работы над ним. Схожая тематика текстов побудила нас к написанию соответствующей музыки. Отсюда и создалось ощущение некоей концептуальности, которая не была умышленной".
В итоге родился один из лучших альбомов в истории рока, не "хард - рока", как поджанра, а именно рока вообще. "Аргус" назвать хард - роковым альбомом можно только с большой натяжкой. Как раз концептуальность альбома связана в основном с элементами фолка, которые здесь не менее (если не более) важны и заметны. Обилие нетривиальных композиторских решений и изощрённость инструментальных соло позволяют говорить и о наличии амбиций, характерных для прога. Аранжировки и мелодика, уходящие корнями не в блюз (как у большинства хардовиков), а пропитанные классической европейской традицией сближают в этом смысле альбом с арт - роковыми опусами. "Аргус" - своего рода квинтэссенциция всего лучшего, что было наработано рок - музыкой к началу 70х. Альбом знаковый и итоговый для рока того времени, одновременно открывавший новые музыкальные горизонты, стоящий в этом смысле рядом с In the Court of the Crimson King, The Dark Side of the Moon, Quadrophenia или Fragile (список продолжите сами). "Аргус", возможно - не лучший среди них, но - один из первых по времени выхода и место в ряду занимает по праву.

1. TIME WAS
- Композиция, состоящая из двух совершенно разных музыкальных частей (на концертах они часто исполнялись, как две независимые друг от друга песни). Первая часть, открывающая альбом - задумчивый акустический фолк. Вокальные гармонии на два голоса (Тед и Мартин Тёрнеры) под сопровождение мягкого гитарного перебора Теда длятся чуть меньше 3х минут и переходят в резко контрастирующий с первой частью 7и минутный энергичный рок - номер, завершающийся гитарным соло (восхищаться потрясающими гитарными соло можно практически в каждой песне альбома). Энди Пауэлл позже признался, что WA находились под большим впечатлением от музыки The WHO, суппортерами которых они были на множестве концертов и вторая часть TW один из примеров того, как преломилось влияение the WHO в подходе WA к исполнению "утяжелённого" скоростного рока. "Пит Таунзенд определил мою манеру" - говорил Энди.

2. SOMETIME WORLD
- Использован тот же композиционный приём, что и в предыдущем треке - 2е части, разные по темпу и настроению. 1я часть - красивая баллада, в которой вокал Мартина более чем адекватен, поёт он её прекрасно и это - один из лучших vocal performing в его карьере. Гитарное сопровождение вокала и медленное слегка отстранённое соло исполненны Тедом Тёрнером. Мелодия - одна из красивейших в сонгбуке Ash.
2я часть - скоростной гитарный ритм Теда, восхитительная басовая линия Мартина Тёрнера (одна из лучших в роке 70х, на мой взгляд) и вокальное сопровождение Мартина и Энди (так называемый scat singing) выдающегося гитарного соло Энди Пауэлла - лёгкого быстрого и виртуозного. Не смог удержаться от восторженных эпитетов, как не пытался:-). Послушайте и попробуйте сами от них удержаться:-))

3. BLOWIN' FREE
- Одна из самых "раскрученных" (если это слово вообще применимо к WA) песен группы. Обязательный концертный номер ASH, почти "визитная карточка". По форме - обычный средне - темповый буги подкрашенный фолковым колоритом (Тед Тёрнер здесь впервые играет на слайд - гитаре). Вокал разложен на три голоса. Текст этой песни был написан Мартином, когда он ещё в составе the EMPTY VESSELS встретил на одном из концертов юную шведку - это о её волосах строчка "Her hair was golden brown (yes it was) / Blowin' free like a cornfield... ", давшая название песни, а ни о каких то скабрезностях, которые могут вычитать в этом названии знатоки вульгарного слэнга:-)... Интеллегентный Мартин ни о каких скабрезностях, конечно, не думал - он был влюблён самым романтическим образом:
"Её звали Аннелина Вердстрём (Anneline Werdstrom), она была родом из Гётеборга. На тот наш концерт пришли 200 молоденьких шведок - на каникулы приехали... Ндаа... 200 молоденьких блондинок из Швеции в наличии и мы - три пацана!!... Она стояла прямо напротив меня у самой сцены. Юная влюбчивая натура, свежий воздух и всё такое... Припев песни - You can only try (ты можешь всего лишь попробовать:-) - это ответ, который она мне дала после того, как "всё уже случилось"!... Я встретил её через несколько лет в Лондоне. Она ни капли не изменилась". - такова история этой песни, рассказанная самим Мартинои Тёрнером;-))
Песня начинается с самого известного рифа WA, придуманного Энди Пауэллом в процессе совместного музицирования со своим старым другом Миком Грумом (Mick Groome - позже участник группы Ducks De Luxe) в 1971г. Как вспоминает Пауэлл:
"Мы пробовали разные комбинации аккордов - копировали, импровизировали на темы песен Beatles и Who, по моему одна из комбинаций была основана на песне See Me Feel Me (the Who) так появился этот риф в Blowin' Free... А средняя часть песни написана под влиянием "Children of the Future" (Steve Miller Band - 1967, Пауэлл в своё время пытался уговорить остальных Эшевцев сделать её кавер)"
По воспоминаниям того же ЭП песня сложилась из разных частей в единое целое, во время саундчека в знаменитом клубе Whiskey-a-Go-Go на Голливудском Бульваре в Лос Анжелесе в 1971. Эта "собранная по частям" песня оказалась впоследствии и самой "разворованной" по иронии судьбы, а может и согласно замысловатой логике вдохновения:-). Самый очевидный пример такого "заимствования" - песня Стили Дэн "Reeling in the Years" (Can't Buy A Thrill - 1972) в середине которой звучит 3х частная гитарная гармония снятая один в один с концовки Blowin' Free. И сдвоенный брейк солирующих гитар в песне Тин Лиззи "The Boys Are Back in Town" тоже "навеяла музыка" Blowin' Free:-0).

4. NO EASY ROAD
- В том варианте альбома, который у меня, следующим идёт этот бонус. Совершенно залихвастский и забойный трек. Классный рок-н-ролл с отвязными клавишными и неожиданно мощно спетый. Особенно хороша подпевка в финале песни (It ain't easy / It ain't easy / It ain't easy!)... В оригинале "Аргуса" этого трека нет, а он то как раз очень убедительно свидетельствует, что "чистый" хард - рок в исполнении Эшей звучит здорово и пойди они этим путём напрямую - многим пришлось бы подвинуться с разъезженной hard road в сторонку, уступая место WA. И текст у неё вполне подходящий для такого стиля - о "тяжкой судьбе" звезды рок-н-ролла:
"рок -н- ролл мотает меня, куда несёт не знаю сам / города мелькают один за другим ... Смотри - я часть этого цирка / Смотри - я затмил всех / Но нет здесь лёгкой дороги / Нет здесь лёгких денег... Купи меня / Продай меня / Сам удивляюсь - что нас носит по всему миру? / Не подведи меня и я не подведу тебя - это мы уже начали понимать"

Вполне годится быть гимном:-)

5. THE KING WILL COME
- Если Blowin' Free - визитная карточка, то TKWC - наверное, самая впечатляющая и амбициозная их музыкальная работа... Я сам помню, как замер на концерте услышав приближающиеся издалека аккорды вступления и тонущего в подсвеченном дыму одинокого Энди Пауэлла на сцене "Юбилейного" играющего это intro на своей знаменитой Gibson Flying V (в студии он, кстати, предпочитал "Fender Telecaster 1955".Так отзываясь об этой модели: "Гитара - зверь, и чем жестче ты с ней, тем больше от нее отдача")...
Дробь малого барабана, наполняющий музыку живой плотью бас МТ (уместно будет заметить, что Мартин Тёрнер всегда был поклонником Энтуистла и играл в его манере - мелодично и часто солируя не хуже участников прославленной "двойки", умело пользовался медиатором) и поверх всего постепенно пробивается гитара Теда примоченная wah - wah эффектом... Красивую мелодию поют дуэтом Мартин и Энди (одна из лучших вокальных гармоний в их исполнении). В песне поётся ни про какого то "сказочного короля", как многие наивно полагают, а (ни много, ни мало!) о пришествии Мессии. Царь Небесный явится под трубные звуки и раскаты грома - одним принесёт спасение, другим наказание. Судный День настанет.

"Читай слова пророчества
Начертанные на камне, что он держит в руке.
Откровение ли это Божье
Или просто знак на песке?"

Всё это на фоне увлекательной гитарной переклички квакающего фуза Теда и переходящего от главного рифа к соло Энди.

6. LEAF AND STREAM
- Моя любимая песня на этом альбоме. Очень красивая фолк - баллада, единственный текст альбома (и на мой взгляд - лучший:-)) написанный не Мартином, а барабанщиком Стивом Аптоном (попробуйте расслышать в этой песне барабаны;-))... Барабанов не слышно, зато какой красивейший бас в сочетании с фолковым перебором гитары, какое изящное соло украсило эту музыкальную виньетку! И снова Мартин доказывает, что баллады он поёт замечательно - по актёрски драматично, с чувством и уверенно. Там где не требуется драть глотку он легко справляется с ролью ведущего певца.

7. TROUGH DOWN THE SWORDS
- Снова начинается с приближающегося издалека гитарного перебора, напоминающего вступление к TKWC. Барабанные перекаты и вокал торжественны, как и подобает пацифистскому пафосу "средневековго антивоенного гимна":-). В конце - фирменное соло двух гитар. В песне звучит орган Джона Таута (John Tout) из группы Renaissance, с которой Ash были дружны и часто выступали вместе. Позже Энди Пауэлл вернёт друзьям должок и сыграет соло на титульном треке альбома Ренессансов с подходящим названием "Ashes Are Burning":-)

8. WARRIOR
- Связанная с пердыдущим треком музыкально и идеей текста песня. На концертах WA часто исполняли эти две вещи, как единый номер. На альбоме "Воин" предваряется довольно длинным инструментальным вступлением (снова впечатляющая гитраная работа), сама песня мной не очень любима (из за переизбытка пафоса, наверное), но не могу не отдать должное мощному финалу песни и всего альбома.
Говорит Мартин Тёрнер: "Лирика альбома посвящена в основном времени и взаимоотношениям человека и времени. Борьбе с ним. Воин - символическая фигура классического образца. Он во многом, как и весь альбом вдохновлён историческими мотивами, но эти ситуации вполне подходят к любому времени, в том числе и к современности"...
"В наши дни вы можете сказать, что "Воин" - песня о борьбе за права человека и это не будет большой натяжкой... - это добавил уже Энди Пауэлл - ... Песня была задуманна как финальный номер для живых выступлений, где в конце в полную мощь должен звучать весь ансамбль".

Таков один из классических альбомов в рок - музыке. Согласен, что он переживёт многие громкие названия и платиновые пустышки. Музыка - вещь хранящаяся долго и умеющая ждать. А "АРГУС" - это уникальная по мелодике и композиции музыка. Внешние эффекиы устаревают, а суть музыки остаётся. "А" вошёл в пятёрку альбомного чарта Британии (выс. достижение WA) и отметился в американских чартах. Мелоди Мейкер отозвались о гитарной работе Энди и Теда: "... они как рука и перчатка" (посетовав заодно насчёт слабости вокала - это станет "дежурным замечанием" в адрес группы), читатели журнала своим голосованием назвали их "лучшей новой группой 1972". Сам альбом был единодушно признан и Мелоди Мейкер, и Саундз "лучшим альбомом года" (вспомните в какой конкуренции им достался этот титул! 1972 - это вам не 2009).
По материалам статьи в интернете.
Переписать можно здесь: http://depositfiles.com/files/l498o75vv(или кликни на заголовок поста)

Комментариев нет: